Шестисекторный колориметрический круг Шестисекторный колориметрический круг позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания - их образуют цвета, расположенные друг против друга: синий - оранжевый, красный - зеленый, желтый - фиолетовый. Допустимы сочетания цветов, расположенных в секторах через один, а вот использование соседних секторов в данном колориметрическом круге приводит к дисгармонии.
Есть и другие колориметрические цветовые круги, например большой цветовой круг Освальда, содержащий двадцать четыре цвета :
•ЛЖ -лимонно-желтый,
•Ж - желтый,
•ЗОЛЖ - золотисто-желтый,
•ЖОР - желто-оранжевый,
•КОР - красно-оранжевый,
•КИНК - киноварно-красный,
•К - красный,
•КАРК - карминно-красный,
•ПУРК - пурпурно-красный,
•ПУРФ - пурпурно-фиолетовый,
•Ф - фиолетовый,
•СФ - синевато-фиолетовый,
•СИНФ - сине-фиолетовый,
•УЛ - ультрамариновый,
•СРС - средне-синий,
•С - синий,
•ВС - васильково-синий,
•БИР - бирюзовый,
•ЦМВ -цвет морской волны,
•ИЗЖ - изумруд
•СЗ - сине-зеленый,
•СРЗ - средне-зеленый,
•ХЛ - хлорофилловый,
•ЖЗ - желто-зеленый.
Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
Ахроматические цвета (белый, черный и все оттенки серого) в цветовых кругах отсутствуют, но они играют важную роль. Белый цвет осветляет, делает “легче” любой другой; черный, наоборот, затемняет любой хроматический, делает его более мрачным, торжественным. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), никогда не приводит к дисгармонии. “Цветовой аккорд” воспринимается воздушным, спокойным.
Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.
Наиболее распространены слёдующие типы цветовых гармоний: двухцветная однотонная, двухцветная контрастная, трехцветная однотонная, трехцветная однотонно-контрастная и, как исключение, четырехцветная.
В более многоцветных композициях случайные цвета зачастую вызывают пестроту, ощущение тревоги и нарушают единство композиции.
Соседние цвета влияют друг на друга и воспринимаются нашим зрением в зависимости от цветового окружения. Восприятие цвета вследствие его сочетания с другими цветами называется одновременным цветовым контрастом.
Приведем наиболее яркие примеры.
1. Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный рядом со светлым - темнее (световой контраст).
2. Красный цвет рядом с зеленым смотрится насыщеннее (хроматический контраст).
Немаловажное значение имеет фон композиции, о чем свидетельствуют следующие примеры:
• серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне;
• на красном фоне серый цвет кажется зеленоватым, на желтом - синеватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет пожелтеет, поэтому к нему следует добавить немного синевы тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, смешавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.
• при отделке поверхностей двумя цветами нижнюю часть следует делать темной, а верхнюю - светлой, что придаст объекту большую устойчивость. В случае, необходимости применения темного цвета сверху например, при отделке стен), темную часть стремитесь сделать меньше нижней;
• как правило, теплые тона обладают свойством “приближаться”, а холодные - “удаляться”. Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния 1 м, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях красные ближе, а серые дальше;
• среди ахроматических светлые цвета воспринимаются приближающимися, а темные - удаляющимися. При отделке интерьера путем подбора соответствующей краски можно достичь оптического уменьшения или увеличения помещения.